Блицкриг. Теперь это слово знакомо, наверное, каждому. Короткое, как вьстрел, звонкое, как щелчок пули по броне, лязгающее, как гусеницы танков - в начале Второй Мироной оно наводило ужас на всю Европу. Молниеносная война! Сокрушительные удары немецких танковых клиньев, стремительные танковые рейды по тылам противника, грандиозные котлы, многотысячные колонны пленных. Горящая Варшава, запруженные беженцами дороги Франции, истерзанные гусеницами русские поля... Это - блицкриг. Стратегия победы. Универсальный инструмент маневренной войны, позволявший Вермахту громить любого врага. Казалось, танковые дивизии Панцерваффе уже не остановить. Казалось, они дойдут до Урала, до Ирана, до Индии - под торжествующий марш Panzer voran! , под лозунгом Победа идет по следам танков! Так казалось - пока не нашла коса на камень. Пока германские панцеры не растворились в бескрайних просторах России. Пока на пути гитлеровского блицкрига не встала Красная Армия... Новая книга ведущего военного историка - глубокое исследование стратегии молниеносной войны, рассказ о взлете и падении германских танковых войск, о грандиозных триумфах и сокрушительном крахе танкового блицкрига.
В Великую Отечественную войну Красная Армия вступила практически без самоходной артиллерии. Гитлеровский же Вермахт, напротив, имел в распоряжении несколько типов самоходных артиллерийских установок, которые немцы весьма успешно применяли. Этот опыт не остался без внимания советских конструкторов и военных. В 1942 - 1944 годах в Советском Союзе одна за другой были приняты на вооружение три САУ на базе среднего танка Т-34 - СУ-122, СУ-85 и СУ-100. В одном строю с танками самоходки прошли славный боевой путь, завершившийся в Берлине. Самоходная установка СУ-100 по праву считается одной из наиболее мощных противотанковых САУ Второй мировой войны.
В предвоенные годы легкие танки являлись основой танкового парка всех армий мира. Их произврдство в силу относительной простоты и дешевизны было по плечу не только ведущим промышленным державам, но и странам, не входившим в число экономических лидеров. Имела значение и многофункциональность этих боевых машин. На них возлагался практически весь спектр задач, решаемых танками: поддержка пехоты и кавалерии, борьба с бронетехникой противника, разведка, боевое охранение и т.п. Преобладание в войсках легких танков сохранилось и в начальный гериод Второй мировой войны. Однако вскоре доля этих машин в армия основных воюющих государств стала резко сокращаться. В 1943 году в Советском Союзе и Германии, например, их производство прекратилось совсем. В конце войны легкие танки использовались только для разведки, причем преимущественно в армиях западных союзников. Век этих боевых машин, еще недавно самых массовых и универсальных, оказался коротким: среди бронетехники нового поколения места им практически не осталось...
Танк давно стал символом советской военной мощи. Сотни наших танков, поднятых на пьедестал, стоят по всей стране и половине Европы в качестве памятников Великой Победе. Но вот парадокс - за 60 лет не было опубликовано ни единого серьезного исследования по боевому применению советских танков в годы Великой Отечественной войны. То есть об истории их создания, устройстве, ТТХ достойных работ предостаточно, но о советских танках в бою - не было ни одной. Автор, известный исследователь, признанный специалист по истории бронетехники, подробно рассказывает о боевом пути всех типов советских танков - легких, средних и тяжелых - накануне и во время Отечественной войны, об их боевых возможностях и особенностях боевого применения, о слабых и сильных сторонах, успехах и ошибках, поражениях и победах.
О предвоенном тяжелом танке Т-35 кто-то знает понаслышке, кто-то не знает вовсе. Но вот о существовании в СССР, а теперь и в России, медали "За отвагу" известно почти всем. Между тем на этой прославленной и почетной медали изображен именно Т-35! И это не случайно. Пятибашенные гиганты, ощетинившиеся стволами пушек и пулеметов, с грохотом проходившие по Красной площади во время ноябрьских и первомайских парадов, стали символом боевой мощи Красной Армии в 30-е годы. Они навсегда вошли в историю.
Средний танк Т-28 - единственный в мире серийный трехбашенный танк. Созданная советскими конструкторами машина стала венцом многобашенной компоновки танка, популярной во всех странах в начале 1930-х годов. Без сомнения, Т-28 был уникальным танком с высокими боевыми и техническими характеристиками, но к концу 30-х стало ясно, что многобашенная схема себя изжила. На смену Т-28 пришел легендарный Т-34. Боевой дебют Т-28 состоялся в советско-финской войне в ходе боев на Карельском перешейке. Несмотря на суровый климат, артиллерийские обстрелы и минные поля, Т-28 сыграли ключевую роль при прорыве "Линии Маннергейма".
Советский легкий танк Т-26, созданный как дальнейшее развитие английского Виккерса 6-тонного, являлся уникальной боевой машиной. Во-первых, это был самый массовый советский танк 1930-х годов (изготовлено более 11000 штук), на базе которого создали рекордное количество опытных образцов (несколько десятков). Во-вторых, этот танк являлся настоящей рабочей лошадкой Красной Армии - у озера Хасан и реки Халхин-гол, в Испании и Китае, советско-финляндской войне и польском походе 1939 года, в Великой Отечественной и войне с Японией. Т-26 поставлялся в Испанию, Китай и Турцию, а трофейные образцы состояли на вооружении вермахта, Румынии, Финляндии и Венгрии. И несмотря на то, что конструкция Т-26 не получила дальнейшего развития после 1940 гола, этот танк вошел в историю как надежная и неприхотливая боевая машина, которая своей стальной грудью вставала на зашиту нашей страны в самые тяжелые моменты.
"Фокке-Вульф" FW 190, спроектированный под руководством Курта Вольдемара Танка в конце 30-х годов минувшего века, оказался вторым по массовости истребителем Люфтваффе в годы Второй мировой. Благодаря мощному мотору и совершенной аэродинамике самолет в первый период боевого применения стал очень серьезным противником для авиации союзников как на Западном, так и на Восточном фронте. На базе FW 190 немецким конструкторам удалось создать целое семейство боевых машин -достаточно эффективные штурмовики, истребители-бомбардировщики, ночные истребители и разведчики, а также самолеты специального назначения. Все они принимали активное участие в боевых действиях вплоть до последних дней Второй мировой войны...
В книге рассказывается о конструкции самолёта Ju 87, о его модификациях, об организации серийного производства и боевом применении машины на Западном и советско-германском фронтах, о наиболее известных лётчиках-асах, воевавших на самолётах этого типа. Приведены статистические данные о численности "восемьдесят седьмых" в авиационных частях и соединениях Люфтваффе на протяжении всего периода боевого применения, а также лётно-технические данные самолётов разных серий.
Созданный в середине 1930-х годов немецкий истребитель Bf 109 вобрал в себя новейшие на тот момент достижения в области аэродинамики и машиностроения, что сделало его, пожалуй, самым знаменитым самолетом Второй мировой войны. Начав свою боевую карьеру в конце 1936 года, этот самолет оставался на вооружении Люфтваффе до конца войны, будучи основным истребителем германских ВВС и одним из самых грозных противников авиации стран антигитлеровской коалиции. Более того, боевая карьера "Месссршмитта" продолжалась и в послевоенные годы...
Этот американский самолет стал одним из символов нашей Победы. На этих истребителях летали трое из пяти лучших советских асов - Покрышкин, Речкалов, Гулаев. Советские летчики ценили Аэрокобру за мощное вооружение, надежную радиостанцию, живучесть и хорошую защиту - говорили, что на Р-39 чувствуешь себя "как в сейфе". Кобра стала не только самым массовым, но и самым любимым из поставлявшихся по лендлизу самолетов и по популярности в войсках вполне сравнима с легендарными Студебеккером и Доджем три четверти. Новая книга ведущего историка авиации - подробный рассказ об одном из лучших истребителей Великой Отечественной войны, о создании, модификациях и боевом применении Р-39 Аэрокобра на всех фронтах Второй Мировой, от Новой Гвинеи до Заполярья, но прежде всего - на советско-германском фронте. Подарочное издание богато иллюстрировано сотнями редких фотографий.
Книга "В-17. Летающая крепость" представляет собой глубокое исследование истории одного из самых знаменитых самолетов XX столетия. Богато иллюстрированное издание содержит подробный рассказ о создании самолета и его боевом пути, черно-белые и цветные фотографии бомбардировщика В-17 в действии, рисунки и схемы, а также основные тактико-технические данные В-17 и его конкурентов.
Принятый на вооружение в 1942 году, Як-9 стал самым массовым истребителем Великой Отечественной войны . Лётчики любили этот самолёт за его высокую манёвренность , силу огня и живучесть в бою, а техники - за удобство в эксплуатации. Правительство высоко оценило труд создателей Як-9: главный конструктор А.С. Яковлев был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Спустя шестьдесят с лишним лет после войны в далёкой Франции появился памятник этому выдающемуся истребителю. Развивая удачную конструкцию, коллектив ОКБ А.С. Яковлева создал 15 серийных модификаций "девятки": пpотивотанковый Як-9Т, истребители сопровождения Як-9Д и Як-9ДД, истребитель-бомбардировщик Як-9Б и др. Неприхотливый, универсальный, манёвренный, живучий - после Великой Отечественной этот заслуженный "фронтовик" сражался ещё и в небе Кореи и завершил свою долгую службу в середине 50-х годов.
История создания одного из лучших истребителей Великой Отечественной Ла-5 драматична и парадоксальна. В 1940 году на вооружение Красной Армии был принят сконструированный С.А. Лавочкиным, В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым ЛаГГ-3. К сожалению, у него был серьезный недостаток - явно не хватало мощности, и самолет с производства сняли. Всего лишь одна замена двигателя спасла положение - с ним машина показала на испытаниях выдающиеся данные и была запушена в серию иод обозначением Ла-5. Отличные летные качества и мошное вооружение истребителя помогали нашим летчикам уверенно бить врага.
Самый массовый советский бомбардировщик Великой Отечественной войны Пе-2 был создан группой конструкторов под руководством В.М. Петлякова в ЦКБ-29 - уникальной организации, подведомственной НКВД, весь костяк которой составляли заключенные, так называемые враги народа и вредители. Первоначально эта машина задумывалась как высотный истребитель, но по решению руководства страны в серию Пе-2 запустили в варианте более необходимого Красной Армии пикирующего бомбардировщика.
Наверное, всем памятна потрясающая сцена из романа "Живые и мертвые" и одноименного фильма, в которой немецкий истребитель легко, всего за пару минут, сбивает целое звено наших бомбардировщиков ТБ-3. Именно после этой кинокартины утвердилось представление о тяжелом бомбардировщике Туполева как о крайне уязвимой, неповоротливой, тихоходной и безнадежно устаревшей машине. На самом деле, такое мнение верно лишь отчасти. К началу Великой Отечественной войны ТБ-3 действительно устарел. Но в середине 30-х годов этот четырехмоторный цельнометаллический гигант считался чудом своего времени. Ни одна страна мира тогда не имела на вооружении ничего подобного, а над Красной площадью в дни праздников проплывали сотни таких машин.
Эти легендарные самолеты, стоявшие на вооружении советской авиации почти 15 лет, участвовали в трех войнах - бомбили Берлин и Кенигсберг, Бухарест и Будапешт, "работали" по военным объектам белофиннов и японцев, охотились за немецкими кораблями. Именно ДБ-3, переименованные в 1942 году в Ил-4, стали костяком советской Авиации Дальнего Действия и минно-торпедной авиации флота. А ведь этого самолета могло и не быть - его не зря прозвали "незаконнорожденным": первоначально создававшийся как скоростной ближний бомбардировщик, но проигравший туполевскому СБ, ДБ-3 неожиданно занял другую "экологическую нишу" - "воздушных крейсеров", дальних бомбардировщиков и торпедоносцев. Новая книга ведущего историка авиации - самое полное и авторитетное исследование создания, модификаций и боевого применения одного из лучших самолетов Второй Мировой, богато иллюстрированное сотнями редких фотографий и схем.
И-16 конструкции Н.Н.Поликарпова - один из самых известных и массовых советских истребителей. Короткий и лобастый фюзеляж, плавно сопряженный с широкими крыльями, массивное оперение, убираюшиеся шасси придавали ему совершенно неповторимый и запоминающийся облик. Одно из основных достоинств И-16 - высокая маневренность была достигнута во многом благодари задней центровке, но одновременно сделало самолет крайне неустойчивым в полете. Это обстоятельство доставило немало хлопот при подготовке пилотов, однако оно же сыграло и свою положительную роль. Летчики, хорошо освоившие И-16. обладали утонченной техникой пилотирования и без труда пересаживались на другие более сложные машины. Истребитель ласково называли "ишачком", и это прозвище как нельзя лучше подходило к норовистому и одновременно неприхотливому в ремонте и обслуживании самолету.
Истребитель И-153 "Чайка" конструкции Н.Н. Поликарпова по праву считается самым совершенным бипланом своей эпохи - и "лебединой песней" этого класса самолетов. Хотя "чайки", как и более ранние И-15 и И-15бис, выпускались крупными сериями (в общей сложности более 5000 экз.) и оставили заметный след в истории отечественного самолетостроения, большинство современных исследователей уверено, что массовое производство этих машин в конце 1930-х - начале 1940-х годов было серьезной ошибкой: бипланы оказались "тупиковой ветвью" в развитии авиации. И если на Халхин-Голе, в Китае, Испании и Финляндии "чайки" сражались с переменным успехом, то к началу Великой Отечественной они уже безнадежно устарели, уступая новейшим немецким истребителям по всем основным характеристикам, кроме горизонтальной маневренности, ставка на которую себя не оправдала. Летом 1941 года победа в воздушном бою на "Чайке", а тем более на И-15бис, доставалась очень нелегко и ценилась особенно высоко. Но даже сражаясь на устаревшей технике, советские пилоты показывали чудеса отваги и самопожертвования, нанеся Люфтваффе невосполнимые потери...
В германском флоте миноносцы традиционно именовались Schwarzegesellen - дословно: "черная прислуга". Это прозвище появилось сразу после возникновения данного класса кораблей и объяснялось как черной окраской корпуса (для скрытности в ночное время), так и использованием угля в качестве топлива. К началу Второй мировой окраска миноносцев изменилась, на смену угольному отоплению пришла нефть - а прозвище осталось, причем стало даже более точно выражать суть этих кораблей. Немецкое "шварцегезеллен" можно перевести на русский язык как "мальчики на побегушках" - вот и миноносцы оказались поистине универсальными кораблями, что называется, на все случаи жизни: они сопровождали главные силы флота в походах, проводили конвои, но особенно отличились в молниеносных набеговых операциях благодаря выдающейся маневренности и скорости хода.