Советский легкий танк Т-26, созданный как дальнейшее развитие английского Виккерса 6-тонного, являлся уникальной боевой машиной. Во-первых, это был самый массовый советский танк 1930-х годов (изготовлено более 11000 штук), на базе которого создали рекордное количество опытных образцов (несколько десятков). Во-вторых, этот танк являлся настоящей рабочей лошадкой Красной Армии - у озера Хасан и реки Халхин-гол, в Испании и Китае, советско-финляндской войне и польском походе 1939 года, в Великой Отечественной и войне с Японией. Т-26 поставлялся в Испанию, Китай и Турцию, а трофейные образцы состояли на вооружении вермахта, Румынии, Финляндии и Венгрии. И несмотря на то, что конструкция Т-26 не получила дальнейшего развития после 1940 гола, этот танк вошел в историю как надежная и неприхотливая боевая машина, которая своей стальной грудью вставала на зашиту нашей страны в самые тяжелые моменты.
"Фокке-Вульф" FW 190, спроектированный под руководством Курта Вольдемара Танка в конце 30-х годов минувшего века, оказался вторым по массовости истребителем Люфтваффе в годы Второй мировой. Благодаря мощному мотору и совершенной аэродинамике самолет в первый период боевого применения стал очень серьезным противником для авиации союзников как на Западном, так и на Восточном фронте. На базе FW 190 немецким конструкторам удалось создать целое семейство боевых машин -достаточно эффективные штурмовики, истребители-бомбардировщики, ночные истребители и разведчики, а также самолеты специального назначения. Все они принимали активное участие в боевых действиях вплоть до последних дней Второй мировой войны...
В книге рассказывается о конструкции самолёта Ju 87, о его модификациях, об организации серийного производства и боевом применении машины на Западном и советско-германском фронтах, о наиболее известных лётчиках-асах, воевавших на самолётах этого типа. Приведены статистические данные о численности "восемьдесят седьмых" в авиационных частях и соединениях Люфтваффе на протяжении всего периода боевого применения, а также лётно-технические данные самолётов разных серий.
Созданный в середине 1930-х годов немецкий истребитель Bf 109 вобрал в себя новейшие на тот момент достижения в области аэродинамики и машиностроения, что сделало его, пожалуй, самым знаменитым самолетом Второй мировой войны. Начав свою боевую карьеру в конце 1936 года, этот самолет оставался на вооружении Люфтваффе до конца войны, будучи основным истребителем германских ВВС и одним из самых грозных противников авиации стран антигитлеровской коалиции. Более того, боевая карьера "Месссршмитта" продолжалась и в послевоенные годы...
Этот американский самолет стал одним из символов нашей Победы. На этих истребителях летали трое из пяти лучших советских асов - Покрышкин, Речкалов, Гулаев. Советские летчики ценили Аэрокобру за мощное вооружение, надежную радиостанцию, живучесть и хорошую защиту - говорили, что на Р-39 чувствуешь себя "как в сейфе". Кобра стала не только самым массовым, но и самым любимым из поставлявшихся по лендлизу самолетов и по популярности в войсках вполне сравнима с легендарными Студебеккером и Доджем три четверти. Новая книга ведущего историка авиации - подробный рассказ об одном из лучших истребителей Великой Отечественной войны, о создании, модификациях и боевом применении Р-39 Аэрокобра на всех фронтах Второй Мировой, от Новой Гвинеи до Заполярья, но прежде всего - на советско-германском фронте. Подарочное издание богато иллюстрировано сотнями редких фотографий.
Книга "В-17. Летающая крепость" представляет собой глубокое исследование истории одного из самых знаменитых самолетов XX столетия. Богато иллюстрированное издание содержит подробный рассказ о создании самолета и его боевом пути, черно-белые и цветные фотографии бомбардировщика В-17 в действии, рисунки и схемы, а также основные тактико-технические данные В-17 и его конкурентов.
Принятый на вооружение в 1942 году, Як-9 стал самым массовым истребителем Великой Отечественной войны . Лётчики любили этот самолёт за его высокую манёвренность , силу огня и живучесть в бою, а техники - за удобство в эксплуатации. Правительство высоко оценило труд создателей Як-9: главный конструктор А.С. Яковлев был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Спустя шестьдесят с лишним лет после войны в далёкой Франции появился памятник этому выдающемуся истребителю. Развивая удачную конструкцию, коллектив ОКБ А.С. Яковлева создал 15 серийных модификаций "девятки": пpотивотанковый Як-9Т, истребители сопровождения Як-9Д и Як-9ДД, истребитель-бомбардировщик Як-9Б и др. Неприхотливый, универсальный, манёвренный, живучий - после Великой Отечественной этот заслуженный "фронтовик" сражался ещё и в небе Кореи и завершил свою долгую службу в середине 50-х годов.
История создания одного из лучших истребителей Великой Отечественной Ла-5 драматична и парадоксальна. В 1940 году на вооружение Красной Армии был принят сконструированный С.А. Лавочкиным, В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым ЛаГГ-3. К сожалению, у него был серьезный недостаток - явно не хватало мощности, и самолет с производства сняли. Всего лишь одна замена двигателя спасла положение - с ним машина показала на испытаниях выдающиеся данные и была запушена в серию иод обозначением Ла-5. Отличные летные качества и мошное вооружение истребителя помогали нашим летчикам уверенно бить врага.
Самый массовый советский бомбардировщик Великой Отечественной войны Пе-2 был создан группой конструкторов под руководством В.М. Петлякова в ЦКБ-29 - уникальной организации, подведомственной НКВД, весь костяк которой составляли заключенные, так называемые враги народа и вредители. Первоначально эта машина задумывалась как высотный истребитель, но по решению руководства страны в серию Пе-2 запустили в варианте более необходимого Красной Армии пикирующего бомбардировщика.
Наверное, всем памятна потрясающая сцена из романа "Живые и мертвые" и одноименного фильма, в которой немецкий истребитель легко, всего за пару минут, сбивает целое звено наших бомбардировщиков ТБ-3. Именно после этой кинокартины утвердилось представление о тяжелом бомбардировщике Туполева как о крайне уязвимой, неповоротливой, тихоходной и безнадежно устаревшей машине. На самом деле, такое мнение верно лишь отчасти. К началу Великой Отечественной войны ТБ-3 действительно устарел. Но в середине 30-х годов этот четырехмоторный цельнометаллический гигант считался чудом своего времени. Ни одна страна мира тогда не имела на вооружении ничего подобного, а над Красной площадью в дни праздников проплывали сотни таких машин.
Эти легендарные самолеты, стоявшие на вооружении советской авиации почти 15 лет, участвовали в трех войнах - бомбили Берлин и Кенигсберг, Бухарест и Будапешт, "работали" по военным объектам белофиннов и японцев, охотились за немецкими кораблями. Именно ДБ-3, переименованные в 1942 году в Ил-4, стали костяком советской Авиации Дальнего Действия и минно-торпедной авиации флота. А ведь этого самолета могло и не быть - его не зря прозвали "незаконнорожденным": первоначально создававшийся как скоростной ближний бомбардировщик, но проигравший туполевскому СБ, ДБ-3 неожиданно занял другую "экологическую нишу" - "воздушных крейсеров", дальних бомбардировщиков и торпедоносцев. Новая книга ведущего историка авиации - самое полное и авторитетное исследование создания, модификаций и боевого применения одного из лучших самолетов Второй Мировой, богато иллюстрированное сотнями редких фотографий и схем.
И-16 конструкции Н.Н.Поликарпова - один из самых известных и массовых советских истребителей. Короткий и лобастый фюзеляж, плавно сопряженный с широкими крыльями, массивное оперение, убираюшиеся шасси придавали ему совершенно неповторимый и запоминающийся облик. Одно из основных достоинств И-16 - высокая маневренность была достигнута во многом благодари задней центровке, но одновременно сделало самолет крайне неустойчивым в полете. Это обстоятельство доставило немало хлопот при подготовке пилотов, однако оно же сыграло и свою положительную роль. Летчики, хорошо освоившие И-16. обладали утонченной техникой пилотирования и без труда пересаживались на другие более сложные машины. Истребитель ласково называли "ишачком", и это прозвище как нельзя лучше подходило к норовистому и одновременно неприхотливому в ремонте и обслуживании самолету.
Истребитель И-153 "Чайка" конструкции Н.Н. Поликарпова по праву считается самым совершенным бипланом своей эпохи - и "лебединой песней" этого класса самолетов. Хотя "чайки", как и более ранние И-15 и И-15бис, выпускались крупными сериями (в общей сложности более 5000 экз.) и оставили заметный след в истории отечественного самолетостроения, большинство современных исследователей уверено, что массовое производство этих машин в конце 1930-х - начале 1940-х годов было серьезной ошибкой: бипланы оказались "тупиковой ветвью" в развитии авиации. И если на Халхин-Голе, в Китае, Испании и Финляндии "чайки" сражались с переменным успехом, то к началу Великой Отечественной они уже безнадежно устарели, уступая новейшим немецким истребителям по всем основным характеристикам, кроме горизонтальной маневренности, ставка на которую себя не оправдала. Летом 1941 года победа в воздушном бою на "Чайке", а тем более на И-15бис, доставалась очень нелегко и ценилась особенно высоко. Но даже сражаясь на устаревшей технике, советские пилоты показывали чудеса отваги и самопожертвования, нанеся Люфтваффе невосполнимые потери...
В германском флоте миноносцы традиционно именовались Schwarzegesellen - дословно: "черная прислуга". Это прозвище появилось сразу после возникновения данного класса кораблей и объяснялось как черной окраской корпуса (для скрытности в ночное время), так и использованием угля в качестве топлива. К началу Второй мировой окраска миноносцев изменилась, на смену угольному отоплению пришла нефть - а прозвище осталось, причем стало даже более точно выражать суть этих кораблей. Немецкое "шварцегезеллен" можно перевести на русский язык как "мальчики на побегушках" - вот и миноносцы оказались поистине универсальными кораблями, что называется, на все случаи жизни: они сопровождали главные силы флота в походах, проводили конвои, но особенно отличились в молниеносных набеговых операциях благодаря выдающейся маневренности и скорости хода.
Германские эсминцы Второй мировой войны уникальны - в них со всей наглядностью проявился тезис о том, что проект любого корабля является компромиссом между различными характеристиками, и за улучшение одной из них всегда приходится платить. Приступив после отмены Версальских ограничений к созданию полноценных эскадренных миноносцев, руководство Кригсмарине поставило задачу создать корабли с максимально мощным вооружением и большей скоростью хода. Однако за это пришлось заплатить слишком высокую цену - вступив в строй, германские "церштёреры" страдали от недостаточной мореходности, плохой маневренности и управляемости. Но самым слабым местом этих кораблей оказались их энергетические установки, отличавшиеся низкой экономичностью и высокой аварийностью. Это предопределило относительно невысокую боевую эффективность эскадренных миноносцев Кригсмарине и не позволило им в полной мере раскрыть свой наступательный потенциал. Тем не менее, они активно участвовали в боях - от Арктики до Бискайского залива.
На завершающем этапе Второй мировой войны, когда Третий Рейх уже рушился под ударами Красной Армии и союзников, свою последнюю ставку нацистское руководство сделало на создание Wunderwaffe ("чудо-оружия"), способного в кратчайшие сроки кардинально изменить ситуацию. Это поветрие не обошло и германские военно-морские силы - их последней надеждой стали сверхмалые подводные лодки и боевые пловцы, которые были сведены в "соединение К" под командованием вице-адмирала Хельмуга Хейе. За годы войны немецкими конструкторами были созданы восемь типов сверхмалых субмарин, наиболее известными из которых стали "Бибер" ("Бобр") и "Зеехунд" ("Тюлень") - первая торпедная сверхмалая подводная лодка. При этом в качестве прототипов использовались итальянские и британские образцы.
Эски, Сталинцы - так моряки называли средние субмарины типа С, ставшие преемницами знаменитых Щук. Это были лучшие подводные лодки нашего флота периода Великой Отечественной войны. Они создавались на базе германо-голландского проекта и оказались ближайшими родственницами немецких лодок типа IА и IХ. Всего в СССР в 1936 - 1941 годах было заложено 56 подлодок типа C, из которых в строй вошла 41. в том числе 8 - после войны. Эски входили в состав всех четырех флотов Советского ВМФ и активно уч аствовали в боевых действиях. Несмотря на значительные собственные потери - 15 единиц, они нанесли неприятелю ощутимый урон, отправив на дно около трех десятков судов различных классов, в том числе 7 вражеских боевых кораблей.
Подводные лодки типа "Щ", или "щуки", как называли их моряки, были самыми многочисленными представителями класса средних субмарин РККФ в 1930 е годы. Именно они вынесли на себе основную тяжесть борьбы на морских коммуникациях в первые годы Великой Отечественной войны. И именно они, несмотря на свою весьма далекую до совершенства конструкцию, стали самыми результативными подлодками нашего флота. На их боевом счету более 50 достоверно потопленных кораблей и судов - для крайне неблагоприятной боевой обстановки, в которой приходилось действовать советским подводникам, эта цифра выглядит впечатляюще. Но и наши собственные потери оказались чрезвычайно велики: из 44 "щук", участвовавших в войне, погибла 31. Об этих кораблях и их беспримерных по сложности боевых походах рассказывает настоящая книга, подготовленная на основе архивных документов.
Эсминцы типа "Новик" стали этапными кораблями в истории отечественного кораблестроения. Наряду с линкорами типа "Севастополь" они стали символом возрождения Российского флота после поражения в Русско-японской войне. Вступив в строй накануне Первой мировой войны, "Новик" заслужил титул самого быстроходного корабля в мире. Служба "новиков" богата яркими событиями - они активно участвовали в Первой мировой войне, были свидетелями двух революций... И в сражениях Великой Отечественной эти эсминцы взяли на себя тяжелое бремя службы Отчизне.
Крейсер "Варяг" - самый знаменитый корабль Российского флота. Бой этого крейсера с японской эскадрой на рейде далекого корейского порта Чемульпо стал первым сражением Русско-японской войны 1904-1905 гг., произошедшим на глазах многочисленных иностранных наблюдателей. Неудивительно, что он вызвал огромный резонанс. Имя "Варяг" появилось на первых страницах газет всего мира. Впоследствии о нем были сложены песни, написаны книги, сняты художественный и документальные фильмы... И, как часто бывает, правда и вымысел до сих пор сосуществуют в жизнеописании этого легендарного корабля.