В 1950 году, впервые столкнувшись с МиГ-15 в небе Кореи, американцы сразу окрестили его "корейским сюрпризом", причем сюрприз этот оказался на редкость неприятным - никто на Западе не предполагал, что СССР, единственный из великих держав закончивший Вторую Мировую войну без собственной реактивной авиации, сможет в кратчайшие сроки догнать, а во многом и перегнать авиастроение бывших союзников. МиГ-15 не только не уступал лучшим американским образцам, но во многом превосходил даже новейший сверхсекретный F-86 "Сейбр", а мощнейшее вооружение в сочетании с превосходным вертикальным маневром позволяло "мигам" успешно бороться с "летающими крепостями" В-29. И хотя янки всеми правдами и неправдами занижают катастрофические цифры потерь своей авиации в Корее, само прозвище МиГ-15 свидетельствует о крайне неблагоприятном для США исходе воздушной войны.
Тяжелый танк "Клим Ворошилов" к началу Великой Отечественной войны безусловно был самым мощным и самым передовым по конструкции танком в мире. Он создавался специально для прорыва укрепленных линий обороны, имел очень сильное для своего времени вооружение, а его броню не могла пробить ни одна из противотанковых пушек Вермахта. Немецкие танки в поединке с KB вообще не имели никаких шансов выйти победителем, что и заставило конструкторов рейха срочно приступить к проектированию "Тигра" и "Пантеры". В Красной Армии танки семейства KB (KB-1, KB-1C, КВ-2, КВ-8 и КВ-85) сражались на всех фронтах с первых дней войны и до 1944 года, когда им на смену пришли знаменитые ИС-2. Последние представляли собой глубокую модернизацию все того же КВ. Впрочем, все тяжелые танки, появившиеся в разных странах в годы Второй мировой, так или иначе создавались с оглядкой на "Клима Ворошилова" - на один из самых удачных проектов в истории отечественного танкостроения.
Японские линкоры "Ямато" и "Мусаси" были самыми большими и самыми мощными артиллерийскими кораблями в мировой истории. Их проектирование и строительство проходило в обстановке чрезвычайной секретности, и потому достоверная информация об этих бронированных гигантах стала известна только после окончания Второй мировой войны. И лишь тогда американцы осознали, насколько грозным, оказывается, был их противник. Однако "Ямато" и "Мусаси" к тому времени уже покоились на морском дне - реализовать свою колоссальную мощь им так и не удалось...
Этот тяжелый бомбардировщик, созданный конструкторским коллективом ЦАГИ во главе с А.Н. Туполевым, не зря прозвали "летающей крепостью" - ТБ-7 (Пе-8) был не только самым крупным советским самолетом, запущенным в серийное производство в конце 1930-х годов, но и одним из самых передовых, по большинству своих технических характеристик не уступая зарубежным аналогам. И хотя Пе-8 так и не вписался в масштабные планы советского довоенного строительства, хотя его несколько раз снимали с производства и в итоге построили меньше 100 машин, - боевое применение этих самолетов в ходе Великой Отечественной войны оставило заметный след в истории. Пе-8 бомбили Берлин, Данциг и Кенигсберг, первыми из советских бомбардировщиков подняли 5-тонную авиабомбу и позволили сформировать слетанные и боеспособные соединения, которые впоследствии стали основой стратегической авиации Советского Союза.
Издательство АСТ представляет один из самых популярных в мире многопрофильных справочников "Jane's" британского издательства "Harper Collins", которыми пользуются военные и технические специалисты, занимающиеся созданием и применением боевой техники и вооружения.
Пожалуй, ни один танк в XX веке не снискал такой славы, как советский Т-34. Именно "тридцатьчетверка" стала символом Победы в Великой Отечественной войне - сотни этих боевых машин, вознесенных на пьедестал, служат памятником солдатам-освободителям как у нас в стране, так и за рубежом. Именно Т-34 величают "лучшим танком Второй мировой". Но так ли это? Какова была реальная ценность "тридцатьчетверки" на поле боя? Насколько хороша она по сравнению с танками противника? Как менялись оценки и возможности Т-34 в ходе войны? Такой книги в отечественной военно-исторической литературе еще не было. Это - первая полная энциклопедия, фактически закрывающая тему. Это - итог многолетней работы ведущего специалиста по истории советской бронетехники.
Т-34 - самый массовый и, по мнению большинства специалистов, лучший танк периода Второй мировой войны. Свой первый бой Т-34 принял в июне 1941-го и вызвал шок у врага своим превосходством над всеми немецкими танками. Не в состоянии противопоставить ничего подобного, в Германии всерьез рассматривали вопрос о выпуске для Вермахта копии Т-34. Непрерывно совершенствуясь, Т-34 выпускался на протяжении всей войны и стал основным танком Красной Армии - символом Великой Победы.
Легендарный Т-34. Прославленная "тридцатьчетверка". Символ нашей Победы. Сотни этих танков, вознесенных на пьедестал, стоят по всей стране и половине Европы в качестве памятника Освобождению. Несколько поколений советских людей выросли, твердо зная, что Т-34 - это наше все! "Лучший танк Второй мировой войны, шедевр мирового танкостроения, на многие десятилетня вперед определивший генеральный путь его развития". - вот лишь немногие из восторженных отзывов, которыми традиционно награждается Т-34. Но так ли это на самом деле? Действительно ли "тридцатьчетверка" была лучшим танком в мире или только мы так считаем? В чем секрет популярности этой боевой машины? И чем объяснить чудовищные потери Т-34 в годы войны: недостатками конструкции, низким качеством изготовления или просто неумением воевать? Новая книга популярною историка - первое отечественное исследование боевого применения самого прославленного советского танка, анализ его сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков, поражений и побед; рассказ о тех, кто воевал, умирал и побеждал на легендарном Т-34.
"Шерман" - самый массовый американский танк периода Второй мировой войны, уверенно делящий первое место по популярности с советским Т-34. Созданный, в буквальном смысле "из всего, что под руками", этот танк полюбился американским танкистам. Но кроме них, на "шерманах" воевали англичане и поляки, французы и канадцы, солдаты других армий Антигитлеровской коалиции. Сражались на этих машинах и советские танкисты. После Второй мировой войны изрядно модернизованные "шерманы" стали участниками едва ли не всех локальных войн и конфликтов XX века. О создании танка, его конструкции, оценке советскими специалистами и боевом пути длиной в полстолетия читайте в этой книге.
"Пантера" - безусловно, один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во Второй мировой войне. Катализатором создания этой не предусмотренной в системе танкового вооружения Вермахта боевой машины стал советский танк Т-34. Массового среднего танка из "Пантеры" не получилось, зато вышел массовый тяжелый танк, выпущенный в значительно больших количествах, чем "Тигр". С момента своего появления на фронте в 1943 году и до самого конца войны эта "хищная кошка" была постоянной головной болью советских, американских и английских танкистов.
В книге на основе как немецких, так и советских документов, рассказывается об истории создания, производстве и боевом применении "Фердинанда" - легендарной противотанковой самоходки вермахта. Впервые применённые в боях на Курской дуге летом 1943 года, они использовались вплоть до конца войны, несмотря на небольшое количество изготовленных машин. Эта САУ оставила свой след в истории, как одна из самых мощных машин такого класса, к тому же оснащенная оригинальной силовой установкой.
Panzer IV - под таким названием эта боевая машина была почти неизвестна бойцам и командирам Красной Армии. Да и теперь, спустя 60 лет после окончания Великой Отечественной войны, сочетание немецких слов "панцер фир" вызывает недоумение у многих. Как тогда так и сейчас этот танк более известен под "русифицированным" названием Т-IV, нигде за пределами нашей страны не применяющимся. Pz. IV - единственный немецкий танк, находящийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставшим самым массовым танком Вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и "Шермана" у союзников. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была "рабочей лошадкой" Панцерваффе.
Panzer III - самый известный немецкий танк начального периода Второй мировой войны! Именно его чаще всего можно увидеть в немецкой кинохронике тех лет. Крупный план - бешено вращающиеся гусеницы, перемалывающие пыль европейских дорог! Вот оно - зримое, конкретное воплощение блицкрига! Между тем, ни в Польском, ни во Французском походах эта машина не составляла большинства в танковых дивизиях Вермахта. Лишь к началу операции "Барбаросса" Panzer III стал наиболее массовой немецкой боевой машиной. Хорошая маневренность, неплохая бронезащита и относительно мошное вооружение позволили этому танку вплоть до 1943 года уверенно противостоять советским танкам на Восточном фронте и английским - в Северной Африке. Но век Panzer III уже был отмерен: возможности модернизации были исчерпаны полностью и в строю немецких боевых машин на завершающем этапе Второй мировой войны места "тройке" не нашлось...
Фронтовики прозвали эту самоходку "сукой", "коломбиной" и "голожопым фердинандом". Танкисты в сердцах окрестили её "братской могилой экипажа". Ее принято ругать за слабое бронирование и открытую боевую рубку. Однако мало-мальски объективное сравнение с однотипными западными образцами убеждает, что СУ-76 мало в чём уступала немецким "мардерам", не говоря уж о британских "бишопах". Созданная "вокруг" дивизионного орудия ЗИС-3 на базе легкого танка Т-70, выпускавшаяся большими сериями, СУ-76 сделала самоходную артиллерию Красной Армии действительно массовой, став надежным средством огневой поддержки пехоты и таким же символом Победы, как легендарные "тридцатьчетверки" и "зверобои". Эта книга - подробный рассказ о создании, модификациях и боевом применении самой массовой советской самоходки Великой Отечественной войны, богато иллюстрированный сотнями чертежей и фотографий.
Тяжелый ИС-2 - самый мощный советский танк, участвовавший в Великой Отечественной войне. Это был ответ Урала на появление немецких "Тигра" и "Пантеры", и ответ весьма достойный. Компактная и хорошо защищенная машина с длинноствольной 122-мм пушкой стала грозным противником германских "кошек", в итоге не оставив им шансов уцелеть на поле боя. Прогрохотав гусеницами по мостовым Берлина и Кенигсберга, Вены и Праги, танк ИС-2 по праву стал одним из символов нашей Победы.
Первые образцы тяжелых самоходно-артиллерийских установок были созданы в Советском Союзе еще до начала Второй мировой. Однако до их серийного производства дело тогда не дошло. Реалии войны, появление в рядах гитлеровских Панисрваффе новых тяжелых танков, заставили советских конструкторов вернуться к разработке тяжелых самоходок. Вооруженные мощными 152-мм орудиями, эти боевые машины стали наиболее грозным противотанковым средством Красной Армии. Снаряд массой в полцентнера срывал с погона башню "Тигра", проламывал броню "Пантеры". Именно за успехи в борьбе с немецким бронированным "зверинцем" советские солдаты и дали тяжелым самоходкам уважительное прозвише "Зверобой".
Королевский тигр - самый тяжёлый серийный танк Второй мировой войны. Защищенный самой толстой броней, вооруженный самой мощной пушкой, этот танк был призван стать одним из видов оружия возмездия, способным остановить врага у границ Германии. По плану Гитлера это бронированное чудо-оружие должно было повернуть вспять ход войны. Но советские танкисты на Сандомирском плацдарме, превратившие самые толсто-бронные танки в решето, и американские парашютисты в Арденнах, расстрелявшие их из базук, об этих планах фюрера ничего не знали. Чуда не произошло. Участь Третьего рейха была решена.
"Тигр" - самый грозный немецкий танк Второй мировой войны, своего рода символ гитлеровских Панцерваффе. И если два других самых знаменитых танка тех лет - Т-34 и Шерман - во многом обязаны своей известностью гигантскими объемами производства, то Тигр - исключительно выдающимися боевыми качествами. И можно лишь сожалеть, что качества эти использовались в борьбе за неправое дело...
"Внимание, "Тигры"!" - эти слова, произносимые на разных языках солдатами армий антигитлеровской коалиции, заставляли учащенно биться сердца если не от страха, то oт ощущения смертельной опасности. В эти минуты в сознании солдат возникал отнюдь не облик свирепой полосатой кошки, а образ неуязвимой стальной громадины, и изрыгающей огонь и смерть. Созданный "сумрачным германским гением", этот, без всякого сомнения, самый грозный немецкий танк периода Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники. Близкое к оптимальному сочетание огневой мощи, бронезащиты и маневренности позволяло "Тигру" в течение двух с половиной лет доминировать на поле боя.